Развитие речи детей 2-7 лет

      Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – крепким, здоровым, умным, успешным, чтобы хорошо разговаривал.

      Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и время  и, может быть, сделает вашего ребенка более успешным. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии  речи малыша могут оказать своё «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка.  Поэтому, к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный  конкретный период своего развития.

Развитие речи ребенка 0-1 года

  • у ребенка возникают различные реакции на звуки и речь;
  • ребенок различает интонацию;
  • ребенок гулит (1-3 мес.);
  • появляются лепетные слоги (4-6 мес.);
  • появляются лепетные цепи (6-8 мес.);
  • имитация некоторых звуков;
  • ребенок понимает первые слова (8-9 мес.);
  • ребенок произносит первые слова (8-12 мес.)

К 1 году ребенок произносит  1-5 слов, понимает – 30-60 слов.

Развитие речи ребенка 1-2 лет

  • ребенок пользуется различными частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, числительными;
  • происходит лексический взрыв (активно говорит), который затем исчезает (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет)
  • в речи ребенка появляются первые грамматические категории: падеж, число существительных, время, число, род глагола;
  • ребенок осознает факт, что все предметы имеют названия;
  • требует назвать предмет (с помощью жестов, простослов);
  • исправляет собственные коммуникативные неудачи в общении со взрослыми с целью коммуникативных намерений.

Развитие речи ребенка 2-3 лет

  • ребенок правильно произносит 2-3сложные слова (слова, имеющие 2-3 слога);
  • заменяют сложные для произношения согласные (ц, ч, ш, щ, р, р’, л, л’) на более простые;
  • из лексики исчезают простослова (уникальные вокализации для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки – всё интересное, ть – желание получить что-либо или требование совершить какие-либо действие, фа – горячо, опасно), происходит активный рост словаря;
  • ребенок использует в речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова;
  • в речи ребенка появляются союзы и предлоги;
  • ребенок пользуется в речи многословными предложениями; сложносочиненными (с союзами а, и, а то), сложноподчиненными (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, если); вводными словами (наверное, конечно);
  • появляются самоисправления (Я машину взяму…Возьму; и буду съесть… есть), исправления в речи взрослых и других детей (Что это за слово такое – бассэйн? Надо говорить: бас-сейн).

Развитие речи ребенка 3-4 лет

  • ребенок заменяет в речи некоторые согласные, сложные для артикуляции (ч, ш, щ, р, р’, л, л’);
  • в речи ребенка имеет место быть перестановка звуков или слогов в словах: зайка – казяй, петух – типух;
  • это возраст – рост количества инноваций в речи детей;
  • происходит развитие связной речи (ребенок может пересказать простую сказку) и диалогической речи;
  • появляются игровые казидиалоги (диалоги «с самим собой», в которых ребенок выступает в разных ролях);
  • возможны синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании).

         Развитие речи ребенка 4-5 лет

  • в речи ребенка происходят типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции (р, р’, л, л’);
  • в речи ребенка имеет место быть перестановка звуков или слогов в словах: зайка – казяй, петух – типух;
  • ребенок активно овладевает словообразовательными процессами;
  • происходит количественный и качественный рост словаря: развитие синонимов и антонимов, ребенок осваивает многозначность слова (Ушко у иголочки, как у Лизы), фразеологизмы;
  • продолжается развитие связной речи (ребенок может пересказать сказку и рассказ) и диалогической речи;
  • остаются синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании);
  • ребенок задает вопросы о значении слов (Скидка для детей – там детей скидывают?);
  • возникает языковая игра (Мама: Упала температура. – Ребенок: Упала в лужу (улыбается)).)

Развитие речи ребенка 5-7 лет

  • ребенок правильно произносит все звуки родного языка, допускаются перестановки звуков или слогов в словах (пакетик – капетик) у леворуких детей и амбидекстров;
  • продолжается количественный и качественный рост словаря;
  • исчезают из речи аграмматизмы;
  • ребенок может пересказать текст в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи («речи для себя»);
  • ребенок сочиняет собственные сказки и стихи (чаще всего в эгоцентрической речи);
  • допускаются некоторые синтаксические ошибки в речи;
  • происходит развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму;
  • ребенок умеет равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с маленькими детьми и со взрослыми).

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий